THE REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CENTER
OF MEDICAL TECHNOLOGIES, INFORMATIZATION, MANAGEMENT AND ECONOMICS OF PUBLIC HEALTH

Reception (+375 17) 292 30 80

Fax (+375 17) 331 34 84

General information about the system

AIS "Electronic Prescription" is designed to implement the technology of electronic prescriptions circulation in the healthcare of the Republic of Belarus and is a centralized system of electronic prescription and dispensing of medicines for treatment in outpatient and inpatient conditions, including preferential drug provision.

Basis for system development:
  • event 21 "Creation of a full-scale system for circulation of electronic prescriptions in the Republic of Belarus using an electronic digital signature" of subprogram 3 "Digital transformation" of the State Program for the Development of the Digital Economy and Information Society for 2016 - 2020, approved by the Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus dated March 23, 2016 . No. 235;
  • agreement between the Ministry of Health of the Republic of Belarus and the state institution "Republican Scientific and Practical Center for Medical Technologies, Informatization, Management and Health Economics" dated December 14, 2016 No. ЦТ21-ЭР. The consumers of the system are healthcare organizations of the Republic of Belarus providing medical services to the population (including departmental and private forms of ownership), pharmacy organizations of various forms of ownership, the Ministry of Health of the Republic of Belarus, healthcare departments of regional executive committees, the Health Committee of the Minsk City Executive Committee, and other interested management bodies and departments.
The main goals of creating AIS ER are:
  • improving the quality of medical care for patients by reducing the doctor's working time spent on the implementation of medications and prescriptions;
  • carrying out various types of information analysis (comprehensive accounting of the prescription of subsidized medicines in the context of healthcare organizations, patients, analysis of the cost of drug treatment, planning the procurement of medicines, etc.);
  • ensuring the analysis of the correctness of the prescribed drug treatment;
  • creation of prerequisites for more effective and safe drug therapy (excludes unreadability or misinterpretation of prescriptions, the computer system can use both expert advice on prescribing and warnings about the possible consequences of unwanted drug interactions, since the use of the AIS ER system allows the doctor to see all medicinal products prescribed to the patient, avoid erroneously indicated dangerous dosages, etc.);
  • reducing the cost of treatment by reducing the complications of drug therapy (wrong choice of drugs, complications from the joint use of drugs, side effects), the use of analogues of original drugs - generics, etc .;
  • elimination of the possibility of duplication of dispensing of subsidized medicines for one patient;
  • exclusion of the possibility of counterfeiting both conventional and preferential recipes.
The following main functions are implemented in the AIS ER system:
  • creation and maintenance of a register of electronic prescriptions;
  • automation of the process of issuing prescriptions in electronic format by doctors of healthcare organizations with the subsequent transfer of information to a centralized storage of electronic prescriptions;
  • automation of the process of dispensing medicines by electronic prescriptions in a pharmacy organization with the subsequent entry of information on dispensing into a centralized storage of electronic prescriptions;
  • providing doctors with access to information about all drugs prescribed to a patient, including by other doctors and / or in other organizations;
  • providing access to information on prescribed and dispensed drugs on-line to generate the necessary analytical materials.

When creating a full-scale AIS ER, the technology of the universal patient identifier was used, where plastic cards of patient medical care were adopted as carriers of identifiers.

The regulation on the circulation of plastic cards for medical services (identification plastic cards of patients) was approved by order of the Ministry of Health of the Republic of Belarus dated August 31, 2015 No. 863.

The card contains a unique number associated with the patient (individual) within the framework of medical information systems (hereinafter - MIS). To increase the speed of entering a unique number and minimize errors, a corresponding linear barcode is applied to the plastic card, which can be read by barcode scanners both in a pharmacy, when dispensing medicines, and in a healthcare organization, within the framework of various electronic services (appointment with a doctor at the reception, service using an electronic queue, etc.).

The numbering system of identification plastic cards of patients and the regulations for its use are based on STB ISO / IEC 7812-1-2013, STB ISO / IEC 7812-2-2013 and guarantees the uniqueness of the numbers.

Пластиковая карта для медицинского обслуживания (идентификационная пластиковая карта пациентов)

With the introduction in the Republic of Belarus of Id-cards for identification, they are supposed to be used in the AIS "Electronic Prescription" in parallel with the patient's medical service card. It will be possible to identify a patient in the system both by the number of the medical service card and by the identification number of the ID card.

The information exchange within the AIS ER is based on the international open standard FHIR (Fast Healthcare Interoperability Resources), created by the international organization of the electronic medical document management system Health Level 7 (HL7), taking into account the experience of previous standards and modern web technologies.

How does the "electronic prescription" work?

С внедрением Id-карт учреждения здравоохранения и аптечные сети должны быть оснащены считывателями Id-картWith the introduction of Id cards, healthcare institutions and pharmacy chains must be equipped with Id card readers. To receive services through the Electronic Prescription system, a patient must obtain a medical service card. The card is issued at the health care institution to which the patient belongs at the place (address) of registration. In the medical information system, the number of the medical service card is automatically entered into the electronic outpatient card of the patient by scanning the barcode. The patient is registered in the AIS "Electronic Prescription" database. This allows a doctor to prescribe drugs electronically and then dispense them in pharmaceutical networks using a medical service card.

AWP "Registry" in healthcare institutions, as well as AWP of a pharmacist in pharmacies must be equipped with scanners for reading a barcode from a medical service card.

With the introduction of Id cards, healthcare institutions and pharmacy chains must be equipped with Id card readers.

An electronic prescription is signed with an electronic digital signature of a doctor and has the status of an electronic document.

If the doctor has not purchased the EDS means, he must, in parallel with the issued electronic prescription, give the patient a paper prescription. it is not enough to present a medical service card in a pharmacy to receive a medicine by electronic prescription without a doctor's EDS.

Dispensing of medicines according to electronic prescriptions in the pharmacy network.

АИС «Электронный рецепт»AIS "Electronic Prescription" The pharmaceutical information system installed in the pharmacy network must ensure interaction with the AIS "Electronic Prescription" in terms of dispensing medicines under electronic prescriptions. When a patient contacts a pharmacy, the pharmacist scans the barcode of the medical service card, and the pharmaceutical information system displays the name of the prescribed medicine, its quantity, dosage, manufacturer of the drug and the price. After payment for the medicinal product, the fact of purchase is automatically recorded in the AIS "Electronic Prescription".

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Приемная (+375 17) 292 30 80

Факс (+375 17) 331 34 84

Общая информация о системе

АИС «Электронный рецепт» предназначена для реализации технологии обращения электронных рецептов в здравоохранении Республики Беларусь и представляет собой централизованную систему электронной выписки и отпуска лекарственных средств при лечении в амбулаторных и стационарных условиях, включая льготное лекарственное обеспечение.

Основание для разработки системы:
  • мероприятие 21 «Создание полномасштабной системы обращения электронных рецептов в Республике Беларусь с использованием электронной цифровой подписи» подпрограммы 3 «Цифровая трансформация» Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235;
  • договор между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» от 14 декабря 2016 г. № ЦТ21-ЭР. Потребителями системы являются организации здравоохранения Республики Беларусь, осуществляющие медицинское обслуживание населения (включая ведомственные и частной формы собственности), аптечные организации различных форм собственности, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления здравоохранения облисполкомов, Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, другие заинтересованные органы управления и ведомства.
Основными целями создания АИС ЭР являются:
  • повышение качества медицинского обслуживания пациентов за счет сокращения рабочего времени врача, затрачиваемого на выполнение лекарственных назначений и выписку рецептов;
  • проведение различного рода анализа информации (всесторонний учет назначения льготных лекарственных средств в разрезе организаций здравоохранения, пациентов, анализ стоимости лекарственного лечения, планирование закупок лекарственных средств и т.п.);
  • обеспечение анализа правильности назначаемого медикаментозного лечения;
  • создание предпосылок для более эффективной и безопасной лекарственной терапии (исключает нечитабельность или неправильную интерпретацию рецептов, в компьютерной системе можно задействовать как экспертные подсказки по назначению, так и предупреждения о возможных последствиях нежелательных взаимодействий между лекарственными средствами, так как использование системы АИС ЭР позволяет врачу видеть все назначенные пациенту лекарственные средства, избегать ошибочно указанных опасных дозировок и т.д.);
  • снижение стоимости лечения за счет уменьшения осложнений лекарственной терапии (неверный выбор лекарственных средств, осложнения от совместного использования лекарственных средств, побочные эффекты), использования аналогов оригинальных лекарственных средств – дженериков и т.д.;
  • исключение возможности дублирования отпуска льготируемых лекарственных средств для одного пациента;
  • исключение возможности подделки как обычных, так и льготных рецептов.
В системе АИС ЭР реализованы следующие основные функции:
  • создание и ведение реестра электронных рецептов;
  • автоматизация процесса выписки рецептов в электронном формате врачами организаций здравоохранения с последующей передачей информации в централизованное хранилище электронных рецептов;
  • автоматизация процесса отпуска лекарственных средств по электронным рецептам в аптечной организации с последующим внесением информации об отпуске в централизованное хранилище электронных рецептов;
  • обеспечение доступа врачей к информации обо всех выписанных пациенту лекарственных средствах, в том числе и другими врачами и/или в других организациях;
  • обеспечение доступа к информации о назначенных и отпущенных лекарственных средствах в оперативном режиме для формирования необходимых аналитических материалов.

При создании полномасштабной АИС ЭР использовалась технология универсального идентификатора пациента, где в качестве носителей идентификаторов приняты пластиковые карты медицинского обслуживания пациентов.

Положение об обращении пластиковых карт для медицинского обслуживания (идентификационных пластиковых карт пациентов) утверждено приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.08.2015 № 863.

Карта содержит уникальный номер, ассоциированный с пациентом (физическим лицом) в рамках медицинских информационных систем (далее – МИС). Для повышения скорости ввода уникального номера и минимизации ошибок на пластиковую карту наносится соответствующий линейный штрих-код, который может считываться сканерами штрих-кода как в аптеке, при отпуске лекарственных средств, так и в организации здравоохранения, в рамках различных электронных сервисов (запись к врачу в регистратуре, обслуживание с помощью электронной очереди и др.).

Система нумерации идентификационных пластиковых карт пациентов и регламент её применения основывается на СТБ ISO/IEC 7812-1-2013, СТБ ISO/IEC 7812-2-2013 и гарантирует уникальность номеров.

Пластиковая карта для медицинского обслуживания (идентификационная пластиковая карта пациентов)

С внедрением в Республике Беларусь для удостоверения личности Id-карт предполагается их использование в АИС «Электронный рецепт» параллельно с картой медицинского обслуживания пациента. Идентифицировать пациента в системе можно будет как по номеру карты медицинского обслуживания, так и по идентификационному номеру Id-карты. 

В основу информационного обмена в рамках АИС ЭР положен международный открытый стандарт FHIR (Fast Healthcare Interoperability Resources), созданный международной организацией электронной системы медицинского документооборота Health Level 7 (HL7) с учетом опыта предыдущих стандартов и современных веб-технологий.

Как работает «электронный рецепт»

С внедрением Id-карт учреждения здравоохранения и аптечные сети должны быть оснащены считывателями Id-картДля получения услуг через систему «Электронный рецепт» пациенту необходимо получить карту медицинского обслуживания. Карта выдается в учреждении здравоохранения, к которому пациент относится по месту (адресу) регистрации. В медицинской информационной системе номер карты медицинского обслуживания посредством сканирования штрихкода автоматически заносится в электронную амбулаторную карту пациента. Пациент регистрируется в базе АИС «Электронный рецепт». Это позволяет врачу выписывать лекарственные средства в электронном виде с последующим их отпуском в фармацевтических сетях с использованием карты медицинского обслуживания.

АРМ «Регистратура» в учреждениях здравоохранения, а также АРМ фармацевта в аптеках должны быть оснащены сканерами для считывания штрихкода с карточки медицинского обслуживания.

С внедрением Id-карт учреждения здравоохранения и аптечные сети должны быть оснащены считывателями Id-карт.

Электронный рецепт подписывается электронно-цифровой подписью врача и имеет статус электронного документа.

В случае, если врач не приобрел средства ЭЦП, он обязан параллельно с выписанным электронным рецептом выдать на руки пациенту бумажный рецепт, т.к. в аптеке для получения лекарственного средства по электронному рецепту без ЭЦП врача предъявления карты медицинского обслуживания недостаточно.

Отпуск лекарственных средств по электронным рецептам в аптечной сети.

АИС «Электронный рецепт»Фармацевтическая информационная система, установленная в аптечной сети, должна обеспечивать взаимодействие с АИС «Электронный рецепт» в части отпуска лекарственных средств по электронным рецептам. При обращении пациента в аптеку, провизор сканирует штрихкод карты медобслуживания, и в фармацевтической информационной системе отображается наименование выписанного лекарства, его количество, дозировка, производитель препарата и цена. После оплаты лекарственного средства факт покупки автоматически фиксируется в АИС «Электронный рецепт».